Иркутск – районный центр, крупнейший город Приангарья. Располагается в 5 часах лета от Города Москва и в часе езды от моря Байкал. В привилегированных известиях региональных госслужащих и других функционеров довольно часто называется «культурной столицей Западной Сибири».
Общеизвестно, что история города стартовала в 1661 году, когда на правом краю Ангары был построен Иркутский каземат (крепость). В 1686 году селение приобрело статус города.
К слову, в Иркутске до сегодняшнего дня нет одного соображения, какую дату думать не менее значительной. Из-за этого на всякий случай выделяют обе: так, в 1986 году отмечали 300-летие города, а через 25 лет, в 2011 – 350-летие.
Собственное наименование Иркутск обрел от речки Иркут, которая течет недалеко от него. При этом огромная часть города размещается на краях другой речки – Ангары.
Иркутск всегда был торговым мегаполисом. Через него шли все значительные торговые пути из КНР. Везли соль, кофе, ткани. Наиболее бедные иркутянки тогда имели бархат, поскольку он стоил существенно выгоднее, чем ситец и лен. Из самого Иркутска увозили пушнину.
Из-за жесткого климата жизнь в Иркутске всегда являлась санкцией. На каторгу или на селение сюда периодически изгоняли тех, кто проштрафился перед государством.
Наиболее знаменитыми ссыльнокаторжными стали декабристы, которые вписали достаточно существенный вклад в формирование Иркутска как раз как цивилизованного центра. Чтобы не тосковать в сноске в периферии, инициативные и активные декабристы взялись за образование регионального населения: создавали школы, изучали народ грамоте.
В 1890 году в Сибири был Чехов. В собственных путевых статьях он представил Иркутск «интеллигентным городом», и сейчас это в обязательном порядке упоминается во всех знаменательных справках. К слову, будучи тут, беллетрист выкроил внимание не только лишь цивилизованным заведениям, но и был в парилках и у женщин простого действия.
Во время Штатской битвы в Иркутске находилось правительство Колчака, но сам он прибыв в город был арестован и расстрелян.
С генералом Колчаком сопряжена одна из региональных легенд. В 1919 году в Байкал снизился поезд белогвардейцев, будто бы груженый золотом. Отыскать вымышленное «золото Колчака» пока никому не удалось. Тем не менее, как и дезавуировать факт его существования.
Вторая мировая война для Иркутска стала еще одним цивилизованным прорывом. Из центральных районов страны сюда прибыли очень многие специалисты, доктора, доктора. Тут они вдохновляли в высших учебных заведениях и положили базы традиционного иркутского образования.
Промышленный рост стартовал после битвы: была сконструирована своя ГЭС, вышло несколько предприятий, и в том числе авиазавод. Не все они сумели пережить 90-е годы, но определенные благополучно работают и в настоящее время. Город продолжает расти как в индустриальном, так и в цивилизованном плане.
Как было произнесено выше, климат в Иркутске жесткий – быстро материковый. Это гарантирует городу мощные холода зимой и жару летом. Исходя из сезона нередки мощные снега и производительные дожди. Интересно, что такие капризы погоды всегда делаются нежданностью для иркутских коммунальщиков: дождь целиком блокирует автодороги и проезды, а снежная вода затапливает все вокруг, ливневая сточная канава с ней не управляется.
В начале апреля в Иркутске еще идет дождь. Было и такое, что он тянулся 25 июня. Жителей города такие появления как правило не впечатляют и сподвигают на творчество:
Конец осени и лето вблизи.
В листве зеленой окраина потеря.
Это Новосибирск, а я нахожусь в Иркутске.
Последую усядусь *опою в сугроб!
Родственность Байкала гарантирует городу регулярную сейсмическую энергичность. Незначительные землетрясения силой 2-3 балла случаются тут по меньшей мере ежемесячно. Как правило они страшат лишь наиболее восприимчивых или тех, кто проживает в Иркутске не так давно. Все другие к ним пристрастились.
Немного об экологии. По анализам экспертов, Иркутск входит в перечень 35-ти наиболее экологически плохих городов страны. Главным источником засорения считаются выпускные газы авто (число автомашин в Иркутске регулярно повышается), и определенные региональные предприятия, к примеру, ТЭЦ и авиазавод.
Любопытно, что неприятность экологии Иркутска мало беспокоит его граждан. Тут общеизвестно, что пока Байкал является самым аккуратным местом на планете, городу также ничего не грозит.
Но несмотря на это за безопасность моря тревожатся все: в городе не раз проходили митинги против строительства на Байкале нефтепровода, и против Байкальского целлюлозного комбината (БЦБК), который скидывает в море отходы производства. От нефтепровода уберечь море удалось, а вопрос с БЦБК пока остается открытым.
Население города: кто в Иркутске проживает? По сведениям на начало 2014 года в Иркутске живет 613 тысяч человек. В их числе представители 120 национальностей: русские, украинцы, буряты, татары, поляки, немцы, белорусы и другие.
Нередки комбинированные браки. В городе очень хорошо уживаются православные церкви и соборы, католический храм, чешский храм, церковь, собрание и буддистский дацан.
С начала 90-х и до конца 2000-х годов население Иркутска надежно сокращалось: снижалась рождаемость, возрастала смертность. Люди уходили из города. В последнее время картина поменялась к самому лучшему.
Подчеркивается линия к повышению рождаемости, а натуральный прирост, хотя и ненамного, однако превосходит натуральную убыль. Население повышается и с помощью заезжих: сюда движутся граждане соседских деревень и трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья и КНР. Чужеземцы тут как правило находятся нелегально и работают на стройках и рынках.
Средний возраст жителей города в Иркутске – 36 лет. Это немного меньше, чем примерно по РФ, с помощью большого числа абитуриентов. В высших учебных заведениях и сузах города в настоящее время обучается больше 100 тысяч человек. Пока, многие юные специалисты не в состоянии отыскать себе применение в Иркутске и уходят в Столицу, Питер или большие сибирские города. Региональные власти пока не в состоянии разработать, как сдержать одаренную молодежь тут.
Соображение Чехова о том, что Иркутск «интеллигентый город» важно до сегодняшнего дня. Тут очень много организованных людей, и в кругах интеллектуалов полагают, что Иркутск намного более развит, чем «пролетарские» Краснодар и Красноярск.
При этом тут не принято обожать собственный город, его довольно часто прохватывают и приравнивают с теми же Новосибирском и Красноярском, которые, будучи «пролетарскими», приняли решение те социальные проблемы, которые до сегодняшнего дня стоят перед «культурным» Иркутском. К примеру, качество дорог и общественного транспорта, ритмы жилищного строительства, занятость молодежи.
Данный критицизм часто граничит с пессимизмом и депрессией. В Сибири Иркутск занимает первое место по числу самоубийств. Специалисты поясняют, что люди заканчивают с собой из-за малого уровня жизни и потому, что не видят возможностей.
Иркутяне, как и все сибиряки, не сильно открыты и вежливы. Это выражается скрытностью характера, а не грубостью или злобой. При обозримом разглядывании они оказываются чуткими и радушными. Иркутяне могут соболезновать и всегда способны помочь.
Второй любопытный факт – Иркутск занимает 2-ое место в перечне фрондерских городов РФ (после Владивостока). За это Иркутская область обрела статус «красного» или «протестного» района. Тут не сохраняют работающую власть и управляющую партию, правильно полагая, что район больше отдает в государственный расчет, чем приобретает из него.
Речка Ангара делит Иркутск на 2 части: левый край и правый край. Их связывают запруда ГЭС и мосты: Старый, Свежий и Новый (он же Научный). С наименованиями мостов не сложилось: когда в 1978 году мосту давали имя Свежий, не подумали, что следующие за ним также нужно будет как-нибудь представлять. Из-за этого мост, открытый в 2010-м, стал Новым. Депутаты предприняли попытку решить проблему и переименовали все мосты в Глазковский, Иннокентьевский и Научный. Однако взялось лишь последнее наименование, а другие применяются очень редко, и жители города сами в них путаются.
Отличительной чертой Иркутска является частный сектор. В отличии от многих современных городов, где личные дома остались лишь на краю, в Иркутске они есть всюду. В том числе в центре города. Деревянные избушки среди квартала многоэтажек тут не уникальность, а обычная иллюстрация. Можно идти по центру города и знать вой собак, вопль петухов, а в неблагопристойную дыра лицезреть чей-то участок с оранжереями. В Иркутске это называют «сохранением памятников старины» и освобождаться от них не планируют.
Тем не менее, даже если б и решили, сделать это сложно: земля в городе весьма дорогая и купить ее у владельца за разумную стоимость почти невозможно. На поселение граждане избушек также не сходятся. Они осознают, что новая квартира в многоэтажке никогда в жизни не стоит столько же, сколько их косой дом с удобствами на главной улице города.
Возвратимся к началу. Так вот, Ангара делит Иркутск на 2 края. Левый – это знаменательный и управленческий центр города. В нем размещены все здания городской и районный администраций, и огромная часть деловых и супермаркетов, автовокзал и аэродром.
На правом располагаются промышленные объекты и спальные районы. Автодорога с одного края на другой не занимает очень много времени, из-за этого довольно часто случается так, что человек проживает на одном краю, а работает на конце иного.
Можно сообщить, что Иркутск так разнороден, что в одном регионе можно иметь квартиру в высотке, в другом же – дачу с огородом и вариантом на Ангару. Даже не так. Можно иметь квартиру, а через дорогу – дачу. А что, комфортно.
Инфраструктура Иркутска. Наиболее резкие проблемы Иркутска – это недостаток мест в детсадах, качество дорог и состояние общественного транспорта. Побеседуем о любой особенно.
Вчера в Иркутске в очереди на место в детсаду стоят 26 тысяч детей. Власти стараются решить дилемму: открывают особые группы, строят новые здания. Но эти меры предоставляют от силы 400 свежих мест ежегодно. Это капля в море сравнивая с цифрой 26 тысяч. Информацию про экскурсии Иркутск можно почитать на сайте natalibaikal.com.
Очень многие опекуны обязаны давать детей в личные дошкольные учреждения и раз в месяц платить за них по 10, 15, а может быть 20 тысяч. Для аналогии: городской сад обходится семье в 1300 руб. Жители города правильно отмечают, что в таком случае надо основательно задуматься, до того как запасаться потомством. Стоит отметить, что со школами такой проблемы нет. Их достаточно много, и можно выбрать любую.
Возвратимся к садикам. Одно время в Иркутске была весьма знаменита фраза «Лучше бы детский сад основали!» Ею отвечали на все инициативы муниципальных властей: «В Иркутске будут новые скверы и фонтаны» – «Лучше бы детский сад основали!», «Чиновники участвовали в субботнике» – «Лучше бы сад основал!».
И тому подобное в том же духе. В конечном итоге совсем бессильный градоначальник утвердил сильное решение: растратить на садики весь сезонный расчет серьезного строительства. Вроде бы, цель достигнута, можно угомониться. Однако нет: сейчас иркутяне требуют хороших дорог.
К слову, с дорогами в Иркутске было плохо всегда. В последние годы их довольно часто и длительное время чинили – готовились к 350-летию. Время от времени спешили так, что складывали асфальт в ливень и в дождь.
Истратили большие денежные средства. В конечном итоге получилось хорошо: остались удовлетворены и депутаты, и водители. Однако по весне асфальт с дорог ушел совместно с подтаявшим снежным покровом: возникли новые трещинки и ямы. О величественном ремонте больше ничего не напоминает. Нужно все делать заново, однако у города больше нет денежных средств: они все нацелены на строительство садов.
В расширение автодорожной темы побеседуем об социальном транспорте. Он в Иркутске распределяется на 2 части: городской и частный.
К городскому относятся трамваи, троллейбусы и огромные комфортные автобусы. Частный возит людей на маршрутках (они же «капсулы смерти») и на корейских автобусах, в которые солидный иркутянин просто не вмещается. Весь трагичность обстановки заключается в том, что городской автотранспорт идет намного намного реже, чем частный, его маршруты не такие короткие и комфортные. А частный, хотя и отвезет куда нужно, не обещает безопасности пассажиров: жаркие водители из Средней Азии организуют на дорогах реальные автогонки, подрезают друг дружку, быстро притормаживают.
Особенный блеск – открывать двери на ходу или снимать пассажиров в третьем ряду движения. О уюте во время поездки также надо будет забыть. В маршрутках и корейских автобусах всегда плотно и нечисто, далеко не всегда хорошо благоухает, а водители не прочь покурить за рулем. При этом автотранспорт может разваливаться на ходу: через дыры в полу определенных автобусов можно следить за дорогой, а двери маршруток не раз оставались в руках пассажиров, которые старались их закрыть. Да, просто отрывались.
При этом муниципалы не намерены развивать собственные маршруты, выгораживаясь тем, что частники формируют им огромную конкуренцию. А городские власти говорят, что не в состоянии запретить частникам работать, поскольку антимонопольное законодательство не дает возможность. Такой вот тупик.
Чтобы не представлялось, что в Иркутске все очень плохо, стоит отметить, что в городе почти не бывает пробок похоже также, как и в прочих больших городах. На автодороге можно завязнуть минимум на тридцать минут полдня.
Как правило препятствие движения сопряжено с монтажом дорог. К примеру, в настоящее время в центре кончают строительство развязки нового моста и из-за этого поездки в том регионе занимают больше времени. Но все осознают, что развязка необходима и храбро переносят.